РЕПЛИКА

АЛЕКСЕЙ НОВИКОВ

декан Высшей Школы Урбанистики

All Quiet on the Western Front

Российский павильон

Российский павильон на венецианской биеннале 2016, наверное, меньше всего отвечал тематике выставки "Architecture: reporting from the front" (см. следующий пост), и в этом, пожалуй, одно из его важнейших преимуществ.

Он не последовал левацким призывам "уйти в народ", не стал эстетизировать бедность и умиляться на примитивные строительные технологии. Он про архитектуру ВДНХ: да советскую, тоталитарную, государственную, но про архитектуру мечты, про архитектуру, а не про мечту, про зодчество высокого калибра и про его будущее.

Идеально, добротно и дорого выполненное оформление павильона лишний раз подчеркивало уважение кураторов к профессии, к мастерству и ответственности: полная противоположность выигравшей гран-при биеннале "незавершенке" испанских коллег: в рамках заявленного подхода вполне заслуженная победа, но за пределами биеннале вряд ли имеющая сколько-нибудь продолжительное будущее.

Пожалуй, самое важное, на мой взгляд, что выделяет создателей российского павильона на фоне всего биеннале, так это самоирония и способность оценить себя со стороны. Призраки архитектуры прошлого, встречающие посетителей на первом этаже, становятся забавой в руках студентов в мансардном пространстве: тут и Ленин в клоунской маске, и Ассанж со Сноуденом в невесомости, и звездные войны и останки наступающих на человечество роботов, и орды зеленых насаждений, захватившие здания ВДНХ. В общем, кто во что горазд...

Как же не хватало самоиронии остальным экспозициям, разве что британцы как всегда не подвели, и тихо так, в дверном проеме мелким почерком написали... "space for living, not speculation"... Да и американцы: те просто, без лишней болтовни и пафоса, завалили зрителей мощными проектами реконструкции Детройта, города, переживающего одно из самых крупных банкротств в истории США.

При всем эстетическом великолепии и грандиозном масштабе биеннале, серьезность, граничащая с угрюмостью, и этическое лицемерие левацкого взгляда в архитектуре (с бокалом просекко порассуждаем-ка мы о бедности), продемонстрированная многими участниками выставки, возможно тяжелейшая проблема, которую, сам того не желая, выявил в международном архитектурном сообществе комиссар (точнее и не скажешь) биеннале, Алехандро Аравена.

Прекрасный архитектор, он провернул феноменальную работу и получил в ответ долгожданные "reports from the front", донесения с фронта, о том, что на нем "без перемен". Архитектура по прежнему в позиционных боях с гуманитарной философией и социальной наукой, тщетные попытки захватить, или хотя бы окружить их со времен Ховарда, Фрэнка Ллойда Райта и Корбюзье заканчиваются такой же как и у них примитивной "социальной инженерией"..., правда и той, что дала, в том числе, и архитектуру ВДНХ ... но какой ценой...

Российский павильон на венецианском биеннале расположен очень удобно, прямо у входа в Жардиньи, так что восхищайтесь архитектурой ВДНХ и её переосмыслением, но только с улыбкой, пожалуйста, а то потом в павильонах биеннале вам будет не до смеха, там встречаются комиссары...

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум-выставка
21/11/2017 – 24/11/2017
Дом на Брестской ул. 2-я Брестская, 6
выставка
9/11/2017 – 22/11/2017
Союз архитекторов России (Гранатный пер., д.12)
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта