РЕПЛИКА

АЛЕКСЕЙ АНАНЧЕНКО

архитектор, советник РААСН

Вперед к бумажному документообороту

 

С 1 сентября вступают поправки в Порядок проведения государственной экспертизы


Поправки прокомментировал Алексей Ананченко, архитектор и советник РААСН:

"Все ли коллеги помнят, что ожидает проектную отрасль 1 сентября 2016 года? С этого дня вступают в силу поправки в Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (постановление Правительства Российской Федерации № 145 от 5 марта 2007 года в редакции от 7 декабря 2015 года), предусматривающие поэтапный переход на электронный документооборот при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. То же самое с 1 января 2017 года распространяется на все объекты, подлежащие государственной экспертизе.

Для оценки ожидаемых событий необходимо осмыслить по крайней мере два вопроса: каковы цели новаций, и в чем же будет заключаться новый порядок. Резонно предположить, что государственный интерес здесь направлен как на повышение эффективности и конкурентоспособности градостроительной (именно так, в широком смысле слова) деятельности, так и на обеспечение достоверной и объективной оценки результата нашего труда — проектной документации. Под эффективностью можно понимать существенное сокращение временных и материальных затрат, в том числе при экономии бумаги, оргтехники, электроэнергии и т.п. Достоверная оценка документации в свою очередь одновременно требует одинаковой квалификации использования программного продукта, как для проектировщика, так и для эксперта. При этом представляется, что эффективность действительно будет достигаться при внедрении электронного документооборота на всех или хотя бы на ключевых взаимосвязанных этапах создания объекта: исходные данные, проектирование, экспертиза, разрешение на строительство, строительство, строительный контроль и государственный строительный надзор, ввод объекта в эксплуатацию, эксплуатация объекта. Пока что информация о необходимости электронного документооборота для этапов, следующих за экспертизой, отсутствует. Следовательно, эффективность, мягко говоря, сомнительна, поскольку сохраняется необходимость бумажного документооборота при реализации последующих этапов.

Еще в 2014 году по поручению Правительства РФ Министерством строительства и ЖКХ разработаны и утверждены требования к формату электронных документов, предоставляемых для государственной экспертизы. Требования Минстроя в ряде случаев подробно, подчас излишне, детализированы, тогда как некоторые важные положения оставлены декларативно-неконкретными. Полезно рассмотреть две группы наиболее серьезных требований: электронные форматы текстовых и графических материалов; структура электронного документа.

Для текстовых документов предложены форматы pdf, rtf, doc, docx, xls, xlsx; для графических — pdf, dwg, dwx, jpeg. Необходимо попытаться понять логику авторов требования — мы имеем право выбрать любой формат или должны представить документацию во всех предложенных форматах? Звучит несколько абсурдно, хотя текст предлагает именно такую трактовку. Как видим, в обоих списках присутствуют и редактируемые, и нередактируемые форматы, и понимаем при этом, что нередактируемые форматы не обеспечивают сколь-нибудь объективного результата экспертной оценки. Таким образом, если предоставлено право выбора и мы избираем формат нередактируемый, то всякий смысл достоверности и последующей безопасности утрачивается изначально. Принимаем также во внимание действующее сегодня, почти повсеместное, требование органов экспертизы о предоставлении электронной копии проектной документации (как правило, в формате pdf) всего лишь в целях ведения не бумажного, но электронного архива. Если же нам вменяется в обязанность представить документацию во всех, в том числе редактируемых, форматах, то, кроме увеличения затратности процесса, обращает на себя внимание явный диссонанс с Гражданским кодексом РФ в части защиты авторских прав, а именно прав исключительных. Необходимость реализации проекта — создания объекта капитального строительства — требует передачи исключительных прав, полностью или частично, от автора проекта заказчику и от заказчика подрядчику. Эта передача формализуется отчуждением проектной документации как в бумажном, так и в электронном виде с помощью договора. В сложных случаях Гражданский кодекс предусматривает для такой передачи отдельный формат — лицензионный договор. Однако предложение для представления на экспертизу простого перечня электронных форматов, без оценки и установления соответствующих правовых взаимоотношений, можно считать, мягко говоря, легкомысленным. Кроме того, возникают сомнения в антимонопольной чистоте требования, поскольку под электронным форматом подразумевается программный продукт конкретного производителя. Не лоббируется ли, вольно или невольно, продукция компании Autodesk? И не нарушается ли наше гражданское право пользоваться любым доступным программным обеспечением?

Обращает на себя внимание явное несоответствие требуемой Минстроем структуры электронного документа по отношению к составу проектной документации, установленному Градостроительным кодексом РФ (190-ФЗ, глава 6, статья 48) и постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 года «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Различен сам принцип формирования проектной документации, поскольку названными головными документами проектная документация рассматривается как цельный пакет, состоящий из разделов, логично последовательный и конечный перечень которых, включая корректные наименования, и установлен этими документами. Например, этот перечень включает раздел 1 — пояснительную записку с исходными данными и техническими условиями. Как видим, здесь нет предлагаемого Минстроем термина «исходно-разрешительная документация», а присутствуют исходные данные и условия как составная часть пояснительной записки. Другой пример — раздел 11 — смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт. Здесь мы не видим ни вводимого Минстроем названия «сметная документация», ни отдельного каталога, но видим именно раздел проектной документации. Может быть, Минстрой предлагает в своем приказе внести соответствующие изменения в федеральное законодательство? Отнюдь, ничего подобного в приказе нет!

Добавляет пикантности этой ситуации еще один документ Минстроя того же 2014 года — приказ № 926/пр от 29 декабря 2014 года (в редакции от 4 марта 2015 года) «Об утверждении Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства». Приказ принят на основе решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 4 марта 2014 года и устанавливает срок внесения изменений в нормативные правовые и нормативно-технические акты, образовательные стандарты — декабрь 2016 года. Технологии информационного моделирования, известные под латинской аббревиатурой BIM (Building Information Modeling), требуют специального программного обеспечения, (не упоминаемого Минстроем в приказе об электронном документообороте!) и постепенно внедряются в практику. Процесс трудоемкий и затратный, по оценкам специалистов, обходится в среднем в один миллион рублей («Строительный еженедельник» № 15 (697) от 23 мая 2016 года, статья «Трехмерный подход»).

Каким же образом Минстрой предполагает осуществить обязательный переход на электронный документооборот при наличии обозначенного краткого перечня проблем и противоречий? Может быть, произойдет невероятное и все необходимые изменения в федеральном законодательстве в декабре появятся?

Представляется высокой вероятность конфликтности и просто хаоса при введении этого нового «порядка» с 1 сентября текущего года. Чрезвычайно полезен будет разумный переходный период, в течение которого возможна выработка логичных и исполнимых требований электронного документооборота с постепенным охватом всех этапов нашей созидательной деятельности.

Необходима должная оценка рассмотренного вопроса Союзом архитекторов России, Национальной палатой архитекторов, саморегулируемыми и иными организациями, а также органами экспертизы".

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум-выставка
21/11/2017 – 24/11/2017
Дом на Брестской ул. 2-я Брестская, 6
выставка
9/11/2017 – 22/11/2017
Союз архитекторов России (Гранатный пер., д.12)
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта