РЕПЛИКА

ДМИТРИЙ ФЕСЕНКО

главный редактор журнала "Архитектурный вестник"

Архитектурное наследие ХХ века – шаг к общественному признанию

Об итогах конференции в Санкт-Петербурге
 

Казалось бы, переживаемый социально-экономический и внутрипрофессиональный спад не способствует запуску новых проектов да еще долгоиграющих, с прицелом в будущее. Тем не менее питерцы в лице местного Союза архитекторов и Комитета по градостроительству и архитектуре нашли в себе силы организовать фестиваль архитектуры ХХ века, состоявшийся в середине августа. Его главными событиями стала выставка в саду Михайловского замка, прочертившей пунктир истории ленинградской архитектуры 1917-1991 гг., и научная конференция «Архитектурное наследие ХХ века. От авангарда до модернизма».

Экспозиция «От авангарда до модернизма» перед северным фасадом Михайловского замка в С.-Петербурге

Выставка, развернутая перед северным входом в Михайловский замок, с одной стороны, следовала логике осевого построения дворцово-паркового ансамбля, а с другой – воспринимала и подхватывала конструктивистские геометрию и образность. Два фланга экспозиции – одно крыло, посвященное авангарду и сталинской архитектуре, второе – наследию позднесоветского модернизма и зарождавшемуся постмодернизму – динамично расходились от входной парадной лестницы, контрастируя с размеренной регулярностью паркового ландшафта. Экспозиция, размашистая угловатость которой была подчеркнута хронологическими маркерами-отбивками – 1920-е, 1930-е, 1940-е…, просматривалась с дальних подступов, со стороны набережной Мойки.  

Организаторам фестиваля удалось заручиться поддержкой губернатора Санкт-Петербурга Г. Полтавченко, открывавшего конференцию в Георгиевском зале Михайловского замка. Фестиваль был запараллелен с бюро Международного Союза Архитекторов – президент МСА И. Мохаммед (Малайзия) и генеральный секретарь Т. Воньер (США) также выступили с приветственным словом к собравшимся.

Двухдневная конференция собрала порядка полусотни сообщений. Тематика докладов была сосредоточена вокруг двух основных смысловых фокусов - это теоретические и исторические вопросы архитектуры ХХ – начала XXI вв. – как отечественной, так и зарубежной, и проблемы охраны, реставрации, консервации, реконструкции и приспособления архитектурного наследия минувшего столетия.

А.Боков. Фрагмент сети расселения. Начало 1970-х гг.

А. Боков раскрыл подзабытые страницы из истории экспериментальной архитектуры конца 1960-х – начала 1970-х гг., связанные с деятельностью отдела перспективных проблем ЦНИИТИА и молодежной секции МОСА. Любопытно, что концепция сетевого расселения восходит именно к этому времени, и так называлась статья самого автора, опубликованная в журнале «Архитектура и строительство Москвы» в начале 1970-х гг. А. Кудрявцев рассказал об объектах конструктивизма – клубе им. Зуева, гараже на Новорязанской улице, фабрике «Красное знамя» в Ленинграде и спорткомплексе «Динамо» в Свердловске, которые выдвинуты российской стороной для включения в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. А. Кафтанов представил основные направления активности МСА в деле сохранения архитектурного наследия ХХ в. М. Гурари продолжил свою серию выступлений и статей, раскрывающих взаимосвязь творчества К. Мельникова и И. Леонидова с традициями русского народного зодчества, древнерусской живописи, самого русского мироощущения и мирочувствования, в том числе пространственного. Д.Фесенко выделил ряд общих и особенных черт в архитектуре и деле сохранения и реставрации наследия 1920-х и конца 1950-х – 1980-х гг., авангарда и модернизма.

А. Никольский. Стадион на Крестовском острове в Ленинграде. Проект. 1932-1934. Перспективы всего комплекса

Основной же массив сообщений был посвящен страницам архитектурной истории ХХ в. и проблемам охраны отдельных памятников в регионах. Эта тема была обозначена в докладах И. Маркиной и И. Чепкуновой, говоривших о необходимости выстраивания и концептуализации подходов к охране, реставрации и приспособлению российского архитектурного наследия прошлого столетия. Многие страны уже успели пройти этот путь, накопить определенный методический и технологический опыт.

Внимание привлекло сообщение О.Явейна, в котором докладчик, опираясь на изучение обстоятельств формирования «Острова Утопии» - стадиона и парка на Крестовском острове, проблематизирует роль архитектурной индивидуальности в истории. Согласно автору, есть личности, которые стоят вроде как особняком, избегают всеобщего ангажемента, осознанно, невзирая на идеологический прессинг либо экономические соблазны, выпадают из «духа времени». Помимо А. Никольского он приводит имена К. Мельникова и И. Леонидова. Вероятно, такое целерациональное манкирование, отстраненность от цеховой и жизненной накипи может иметь и имеет место. Однако из приводимого докладчиком обильного графического материала, равно как и известных проектов 1930-х гг. тех же К. Мельникова и И. Леонидова, с их педалируемой, надвигающейся на зрителя образностью, экзальтированными архитектурными, а особенно гипертрофированными скульптурными формами, контрастными недемонстративному аскетизму и пуризму 1920-х, становится очевидным, что выскользнуть из тенет эпохи, хитроумно обведя вокруг пальца Zeitgeist – это абсолютная химера, проект-фантом, тот самый Остров Утопия.

Организаторы продумали также увлекательную культурную программу, включавшую экскурсию по замку и концерт симфонического оркестра «Таврический». Экскурсию вели не штатные экскурсоводы, а научные сотрудники Музея Михайловского замка – ныне филиала Русского музея, у которых, можно было выведать, к примеру, про письменные свидетельства британского посла Ч. Уитфорта по поводу передачи адресату приличной суммы, отряженной англичанами предположительно для расправы с Павлом I. Это произошло, когда тот подписал себе приговор, заключив неприемлемый для наших партнеров Индийский пакт с Наполеоном и снарядив экспедиционный казачий корпус.

Что касается выступления «Таврического», то концертная программа была выстроена в пандан к фестивальной теме, охватив вершины творчества замечательных отечественных композиторов ХХ в. - Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, В. Гаврилина. Откровением же для многих стали пьесы А. Мосолова второй половины 1920-х гг. – образцы музыкального конструктивизма, переводящие в музыкально-звуковой ряд структуры советской повседневности – от индустриальных до бытовых.

В заключение отметим, что прошедший фестиваль можно считать бесспорным успехом организаторов, среди которых нельзя не упомянуть, прежде всего, президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов О. Романова. Помимо всего прочего, новая инициатива - это точный индикатор наблюдаемого разворота общественного и профессионального сознания в направлении отечественного культурного наследия. Мы находимся лишь в самом начале этого процесса, так что у новоявленного фестиваля – неплохие перспективы… Дмитрий Фесенко

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум-выставка
21/11/2017 – 24/11/2017
Дом на Брестской ул. 2-я Брестская, 6
выставка
9/11/2017 – 22/11/2017
Союз архитекторов России (Гранатный пер., д.12)
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта