РЕПЛИКА

"ШАБОЛОВКА. А ЧТО, ЕСЛИ?"

команда кураторов

Кураторы выставки «Шаболовка. А что, если?» и участники воркшопа «Лаборатория преобразований. Шаболовка: модель для жизни» о командной работе, смысле названия и перспективных формах презентации.

 

Первое, что видит входящий в галерею «На Шаболовке» — огромная карта одноименного района, на ней выделены Шуховская башня, некоторые жилые массивы, красным отмечены пешеходные пути. Рядом маркер и призыв не стесняться и вносить свои предложения. Выставкой «Шаболовка. А что, если?» завершается совместный воркшоп AA Visiting School и МАРШа. С 11 по 18 июля пять команд молодых архитекторов  работали над возможными сценариями развития района. Четыре из них занимались частями района: Хавско-Шаболовским жилмассивом, кварталом возле башни и вестибюлем метро, бульваром на Серпуховском Валу, а также юго-восточным кварталом между Даниловским рынком и академией ФСБ, пятая думала над местом района в контексте всего города. Результаты их работы были осмыслены и подытожены в виде выставки.

Слева направо: Александра Чечеткина, куратор воркшопа, и кураторы выставки.

Задумывавшаяся как презентация проектов выставка заслуживает отдельного внимания. Елена Шилова, Юлия Сарайкина, Дмитрий Гребенкин, Светлана Радченко, Софья Жукова и Евгения Хашимова, в течение восьми дней исследовавшие потенциал Шаболовки и разрабатывавшие предложения, выступили в качестве кураторов. В фокусе внимания - сложное переплетение проблем современного города: от сохранения архитектуры авангарда до развития общественных пространств. Выставка представляет оригинальный взгляд на то, как можно трансформировать жизнь Шаболовки. О воркшопе и о выставке мы поговорили с кураторами.

Софья Жукова: Воркшоп – отличный способ проверить себя. Работа в командах с незнакомыми людьми в сжатые сроки –  это стрессовая ситуация, это всегда проверка. Очень много независящих от тебя факторов влияют на результат, и надо уметь грамотно работать в сложившихся условиях, извлекать максимум из ситуации и не тратить время впустую, работать, договариваться и еще раз работать. Так что воркшоп - это своего рода тренировка, по результатам которой ты действительно можешь прокачать свои профессиональные навыки и личностные качества. 

Елена Шилова: Курс меня сразу заинтересовал местом проектирования - районом, в котором как в коробке с несобранным пазлом смешано все: и осколки русского авангарда, и густые заросли деревьев, заброшенные постройки, и новое элитное жилье. Было очень любопытно, что получится, если подойти к участку не с конкретным заданием, а с любопытством, провести над ним мысленно смелый эксперимент, поставить все существующие алгоритмы жизни района под сомнение, чтобы вычленить саму суть, понять истинный авангардный замысел. Шаболовская башня стала символом новой эпохи прогресса и технологий, Шаболовка воплотила в себе мечты и стремления того времени, архитекторы строили своими руками новое будущее. Своими проектами мы спрашивали, а какое будущее у этого будущего?

Кураторство - это качественно новый опыт, для вас это было впервые?

Юлия Сарайкина: Я впервые была куратором выставки, и для меня это было особенно интересно. Несмотря на то, что в этом деле я была новичком, чувствовала я себя крайне комфортно, так как видела в этом свободу для творчества и потенциальный диалог с посетителем с помощью представленной нами экспозиции – целого пространства именно нашей работы. И мы сами смогли увидеть и потрогать то, что делали 8 дней. Самым волнующим для меня стало завершение монтажа экспозиции и ожидание первых посетителей.

Софья: Всем нам кураторство дало очень интересный организаторский опыт, который помог подвести дополнительные итоги проделанной на воркшопе работе, натолкнул на новые мысли для дальнейшего развития проектов и дал возможность получить обратную связь от жителей района Шаболовки. Также я в очередной раз поняла, как важно соблюдать все сроки. И чтобы «чудо произошло», помимо отличных идей, надо не менее отлично, а главное, вовремя их воплощать.

Выставка очень нетривиально организована с точки зрения пространства. Поперечная стена разделяет зал на две части: первая максимально понятна и четко структурирована, там уже упомянутая карта, хронология воркшопа и визуализированные проблемы района, соединенные ниточками и идеями, которые предложены участниками. Вторая хаотична (впрочем, только на первый взгляд) - здесь «поток сознания» в виде эскизов, графики, небольших записочек и карт, напротив — коллажи по мотивам каждого из проектов. Венец - видеоряд, который поясняет каждый из проектов, показывает планы и разрезы, в общем, служит своего рода Вергилием, который ведет зрителя по выставке. Залы одновременно и спорят, и дополняют друг друга. Это запланированный результат?

Софья: На выставке у нас была задача показать единый общий результат, никого не выделяя. Изначально, когда мы закончили обучение, у нас не было четкого понимания, как материалы будут расположены. Это получилось стихийно во время обсуждений. У нас было пять стен, которые были распределены между участниками, курировавшими их. А результат во многом был заложен пространством, в котором мы работали.

Евгения Хашимова: Выставка планировалась, но было не очень понятно, что мы сможем донести. Результат был непредсказуемый, так как в процессе подготовки мы анализировали проекты других групп, и понимали, что у района неограниченный потенциал, и есть много путей решения его проблем.

Софья: Так и появилось название. Мы несколько раз собирались в кафе и думали, что можно предложить, что делать? И потом надо было срочно сдавать материалы, публиковать афишу, срочно придумывать название, и мы подумали: а что, если… Всем понравилось, и название отразило наш посыл. А что, если присмотреться к  Шаболовке более пристально и поразмышлять над тем, что скрывается под маской повседневной жизни района?

Евгения: Мы решили сделать первый зал очень понятным, а во втором зале показать процесс и финальный результат, сыграть на контрасте.

Юлия: Еще была задумана циркуляция, поскольку зал разделяет стена, мы специально вели зрителя, и в конце, когда он уже прошел все испытания, была возможность оставить фидбэк на большой карте.

Евгения: Мы исходили из того, что мы имеем, какие у нас есть материалы: предложения, макет, видеоряд, эскизы и рисунки. Нашей задачей было все это структурировать так, чтобы было понятно зрителю. Мы попытались показать не конечный результат, а весь процесс: как мы к этому пришли, почему, показать рабочие материалы, скетчи, наброски, идеи, которые не вошли в финальные проекты.

Елена Шилова: Проблема была в том, что материала было очень много. Одна из стен является  «потоком сознания» участников — это выборка из эскизов. Сначала мы думали, что можно посвятить каждую стену одной из групп, то есть отразить результат работы группы и процесс по дням воркшопа, а потом решили, что лучше слить все в единую концепцию. То есть вести зрителя так, как мы, собственно, шли сами: сначала посмотрели на район, а потом перешли к решению его проблем.

Софья: Мы постарались, да.

Юлия: Это правда, мы постарались. На тот момент, когда мы собирались организовывать выставку, у нас было очень много графики, но ее всю надо было дорабатывать. Так что, то, что мы в итоге получили, я считаю, было супер. И в это мы очень много вложили сил.

Елена: Эскизы были сделаны во время воркшопа, а, например, проблемы-решения были сделаны с нуля уже после, вся компоновка графики с фотографиями  и коллажи были сделаны также после окончания курса. И это было очень тяжело. Потому что каждый человек отвечал за свой кусок даже внутри команды, а мне нужно было соединить всё в нескольких коллажах.

Елена, каково место коллажей в выставке?

Елена: Коллажи-это больше художественное видение каждого проекта. Они выражают суть, самое главное и яркое в идеях групп. Это эмоциональное воплощение наших мыслей и идей, направленное на то, чтобы вдохновить посетителей выставки и заставить их почувствовать те эмоции и интерес к проблемам района, что чувствовали мы. Поэтому в них нет четкости и традиционного структурного представления план-фасад-разрез - все вплетено в одну общую экспрессивную композицию. Как и вся выставка, коллажи тоже задают вопросы о будущем Шаболовки, но кроме этого еще и отражают характерные особенности проектных предложений каждой группы. И особенно заметно то, насколько разным и самобытным получился каждый из них -со своим собственным цветом, динамикой и композицией. Именно это и было самым важным -разнообразие, изобилие идей, вдохновленных образом выбранного района. В работе Юли это тоже четко отражено.

Юлия: А передо мной стояла задача четко и кратко продемонстрировать проблемы и идеи района Шаболовка. Для этого я сделала 15 иллюстраций, демонстрировавших проблемные места на карте и направлявших к идеям, которые, как нам кажется, могли бы разрешить эти проблемы. Например, в ходе анализа над территорией мы заметили, что район Шаболовки достаточно изолирован в социальном плане. Как один из вариантов, мы предложили использовать территорию вокруг башни как культурный и образовательный кластер, чтобы привлечь туда новые потоки людей. Данный подход мог бы также предотвратить проблемы экономической неэффективности и способствовал бы более оптимальному использованию территории. Поговорив с местными жителями, мы выяснили, что их волнует проблема безопасности, при этом они хотят сохранить приватность своих территорий. Мы среагировали на это предложением провести новые маршруты, дополнив их досуговыми центрами, дополнительным предложением стало развести потоки местных жителей и туристов, чтобы сохранить приватность для спокойной жизни местного населения.

 

А местных жителей на выставку приглашали?

Евгения: Да, жителей района приглашали постоянно находящиеся с ними в контакте сотрудники Центр авангарда библиотеки "Просвещение трудящихся" и Галереи «На Шаболовке».  Было очень интересно получать от них фидбек и понимать «да, можно было сделать так». Мы их просили записывать их предложения, потому что действительно хочется понять, удовлетворили ли мы хотя бы в какой-то степени их потребности, сделали ли их счастливее, сделали ли жизнь района проще, или наоборот? Например, мы, конечно же, знали, что на Шаболовке все очень плохо с освещением, и людям страшно ходить в темное время суток. Первый же человек, который ко мне подошел на выставке, сказал: «А вы знаете, у нас здесь совсем нет фонарей». Хорошо, значит эту проблему мы выявили правильно.

Кто-то говорил, что нужно проложить трамвайные линии, кто-то, что слишком много мелких магазинов, и это раздражает, а кто-то сказал, что было бы здорово еще и Ашан поставить рядом где-нибудь.

Софья: У нас есть одно большое поле, почему бы и нет, правда, тогда уже будут недовольны небольшие магазины (смеется). С другой стороны, кто знает, наша работа только началась.

 

Да, впереди книга. Какие еще формы презентации вы будете использовать?

Юлия: В дальнейшем мы будем представлять наши работы в видеоряде, демонстрирующем наши взгляды на Шаболовку. На данный момент мы также начинаем работать над упомянутой книгой, описывающей методологию, которую мы применили в ходе воркшопа. В идеале хотелось бы увидеть сайт, посвященный работе, которую мы проделали за все это время.

Софья: От себя добавлю, что сейчас самым быстрым способом передачи информации является интернет, поэтому любые соц. сети и сайты можно использовать в качестве платформы для представления дополнительной информации. Если говорить о реальной жизни, то макеты, чертежи и инсталляции – прекрасный формат для выставки. Как бы жизнь сейчас не стремилась уйти в онлайн и автоматизацию, ручная работа все равно будет занимать свою нишу и будет интересна людям. И еще довольно перспективное направление – вовлечение людей в процесс выставки. Когда человек чувствует себя не просто зрителем, а соучастником, это дает ему совершенно другой опыт.  

 

Через неделю после интервью мы снова встретились с кураторами выставки. На этот раз в галерее, где ребята начали готовиться к фестивалю «Зодчество», на котором команда оформит  стенд, посвященный воркшопу. Мы ждем.

 

В интервью приняли участие:

   

Елена Шилова

Архитектор, считает самым важным в своей работе - понять, как сделать жизнь человека лучше, а его самого - счастливее с помощью архитектуры. В скором времени отправляется в АА учиться тому, как именно этого добиться.

 

 

Сарайкина Юлия

Окончила МАрхИ (кафедра градостроительства). В 2013г. получила степень специалиста на кафедре "Жилых и Общественных зданий". В этом же году начала работать в Архитектурной мастерской Д.Бархина, где преимущественно занималась классической архитектурой. С 2015г. работает в архитектурном бюро "Green Design Society".  Хобби - иллюстрация, каллиграфия, software.

 

  

 

Евгения Хашимова
Окончила Новосибирское Государственное Художественное училище, курс средового дизайна, где упор делался на создание интерьеров и предметов мебели.
Сейчас учится в Британской Школе Дизайна на программе Interior Architecture and Design, где цель программы - не ставить границ между работой архитектора, дизайнера интерьеров и урбаниста.Поэтому курс включает в себя работу как с городским контекстом, так непосредственно с самим зданием (будь то существующая или проектируемая с нуля структура) и его внутренним пространством, вплоть до меблировки и деталей. 

 

Софья Жукова
Окончила МГХПА им. Строганова по специальности средовой дизайн. В данный момент работает в компании Shopworks Russia, где занимается проектированием коммерческих интерьеров и общественных пространств.
Участвовала в Milan Design Week 2014, в воркшопе Spotcamp Sochi 2014, вместе с коллегой разрабатывала инсталляцию для Нового года-2015 для Archipeople. Пела в музыкальном коллективе, организованном архитектурно-производственной мастерской Archpole.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум-выставка
21/11/2017 – 24/11/2017
Дом на Брестской ул. 2-я Брестская, 6
выставка
9/11/2017 – 22/11/2017
Союз архитекторов России (Гранатный пер., д.12)
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта