АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРИСУЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АРХИТЕКТОРАМ

Аналитическая записка

о необходимости изменения в системе  присуждения квалификации архитекторам,  в связи с присоединением Российской Федерации к Болонской конвенции.

 

 

История вопроса.

 В Советском Союзе квалификация «архитектор» присуждалась автоматически после обучения в  архитектурном  ВУЗе  (в течение  6-ти лет) и успешной защиты дипломного проекта. Все ВУЗы были государственными и вели обучение по единой, строго контролируемой государством  программе, что обеспечивало относительно ровный и достаточно высокий уровень образования по всей стране.

Несмотря на то, что опыта для самостоятельной работы у выпускника ВУЗа не было, это не представляло опасности для жизни, здоровья и имущества граждан, объектов культурного наследия и экологии, так как весь процесс проектирования и строительства велся в государственных организациях и контролировался целым рядом государственных  органов, прежде всего государственной экспертизой.

Молодой архитектор не мог самостоятельно выйти на рынок с предложением своих услуг, так как такого рынка не было, а получить право самостоятельного принятия решений и нести ответственность за них молодой архитектор мог, только пройдя несколько ступеней служебной лестницы и получив многолетнюю практику проектирования и авторского надзора.

Для контроля допуска молодого специалиста  к  ответственной работе, сопряженной с  вопросами безопасности, была создана сложная многоступенчатая  (семь ступеней) система должностей, в которой право на самостоятельную деятельность архитектор получал только на пятом уровне, соответствующем должности «главный архитектор проекта».

Мировой опыт.

Система    образования и контроля  безопасности архитектурной деятельности в большинстве развитых стран с самого начала  основывалась на совершенно иных  рыночных принципах конкуренции и разнообразия форм собственности.

В условиях, когда большинство ВУЗов не принадлежат государству  и руководствуются своими (конкурирующими между собой) учебными программами, а инструменты внешнего контроля в виде согласований, архитектурных Советов,  государственной экспертизы и архстройнадзора отсутствуют, применяется система контроля квалификации архитекторов «на входе в  профессию» и персональной профессиональной ответственности лиц, получивших звание «архитектор».

Выпускник ВУЗа не имеет права носить звание «архитектор»  и предлагать свои услуги на рынке профессиональных услуг, не пройдя процедуры подтверждения квалификации («регистрации») и не вступив в профессиональную организацию (принявшую Кодекс профессиональной деятельности)  и не застраховав риски своей  профессиональной деятельности. Такой  порядок зафиксирован в «Соглашении Международного союза архитекторов (МСА) по рекомендуемым  стандартам профессионализма в архитектурной практике»,  в которое, в частности, рекомендует всем странам базировать своё законодательство на принципах, изложенных в Соглашении.  

Болонская декларация.

 В сентябре 2003 года Российская Федерация  присоединилась к  принятой в 1999 году Болонской декларации о создании единого европейского пространства высшего образования.

В соответствии с ее положениями вводятся степени:

 - бакалавр архитектуры;

- магистр архитектуры;

- квалифицированный архитектор

Первые две степени являются "академическими",  т.е. присуждаются ВУЗами. Третья степень - квалифицированный архитектор согласно международным правилам присуждается, как правило, профессиональными  организациями (Союзами, Палатами, Институтами) после прохождения кандидатом процедуры подтверждения квалификации или в терминологии МСА регистрации/  лицензирования/ аттестации,  для которой необходимо:

-наличие  определенного периода практической послевузовской подготовки (стажировки / интернатуры);

- сдача экзаменов (в различных формах);

- присуждение квалификации и выдача удостоверяющего документа;

-вступление в члены профессиональной организации и страхование профессиональной ответственности;

- включение в национальный реестр архитекторов.

В РФ согласно новому "Закону об образовании в РФ" введены степени бакалавр и магистр, присуждаемые ВУЗами. Присуждение же профессиональной квалификации в России  полностью отсутствует.

 Болонская декларация, кроме всего прочего, требует сокращения срока обучения на  бакалавра четырьмя годами, что на практике означает получение выпускником ВУЗа знаний на уровне техника – архитектора в колледже. При отсутствии инструментов подтверждения квалификации, это содержит в себе значительные угрозы в ближайшем будущем, когда на ничем не регулируемый, свободный российский рынок профессиональных услуг, сопряженных с вопросами безопасности,  будет выброшена масса неквалифицированных специалистов.

 В связи с  вступлением  России в ВТО эти угрозы будут только увеличиваться, так как на российский рынок хлынет поток иностранных бакалавров, не получивших права носить звание «архитектор» и предлагать свои услуги на рынке в тех странах, в которых получили образование.

 

Выводы и предложения.

В целом нынешнее состояние рынка  архитектурных услуг в Российской Федерации можно характеризовать как незавершенное и находящееся в  противоречивом  переходном положении, при котором  рыночная система  профессионального образования   вводится при полном отсутствии продолжающей её  системы  регулировании профессиональной деятельности.

Данное положение противоречит принципам, принятым в мировой практике регулирования архитектурной деятельности и зафиксированным в Соглашении МСА и в Болонской декларации, что содержит в себе потенциальные угрозы для жизни, здоровья и имущества граждан,  культурного наследия  и экологии.

Для изменения  положения предлагается ввести третью профессиональную степень образования «квалифицированный архитектор» определив законодательно порядок подтверждения квалификации. С целью практической реализации этого положения предполагает создание профессиональной некоммерческой организации на основе обязательного членства всех квалифицированных архитекторов (Национальной Палаты архитекторов) и наделение ее правами:

-присуждения (после соответствующей процедуры) профессиональной квалификации и выдачу квалификационных аттестатов;

-ведения национального реестра архитекторов;  

-разработки и принятия Национальных стандартов профессиональной архитектурной деятельности и Кодекса профессиональной деятельности российского архитектора (на основе международных соглашений);

-организации контроля за соблюдением Стандарта и Кодекса;

-организации страхования профессиональной деятельности;

-организации послевузовской практики и системы повышения квалификации.

Для создания института квалифицированных архитекторов и организации Национальной палаты архитекторов необходимо внести соответствующие изменения и дополнения  в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”  и другие Федеральные законы.

Проект таких изменений подготовлен Союзом архитекторов России.

 

 

Президент Союза архитекторов России                           А.В.Боков

 

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
выставка
20/10/2017
Ставрополь, ул. Дзержинского, д. 115-119
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта