Вячеслав Макаров
Председатель правления рязанской организации СА России
«Частный архитектор может влиять на облик города, если заказчик (будь то частное лицо или государство) прислушивается к мнению профессионала и согласен с его проектными предложениями. Нередко случается, что архитектор и вовсе не участвует в создании проекта. Либо не сопровождает строительство задуманного объекта, даже если этого очень хочет. Закон сегодня к этому не принуждает».
.
По словам эксперта, такая сложная ситуация тянется с 2004 года, когда вступил в силу новый Градостроительный кодекс, упразднивший прежнюю систему архитектурно-планировочных согласований. Она предполагала прямое влияние органов архитектуры на проект от начала до конца, включая цветовое решение. Сегодня вместо профессионального диалога «пуповиной», связующей муниципалитет и архитектора, является техническая выписка из местных «правил землепользования и застройки» - документ под названием «Градостроительный план земельного участка».
«Правила эти разработаны по методикам США и ряда европейских стран с учётом совсем иного исторического и социального опыта, — продолжает Вячеслав Макаров. — Ведущую роль в них закон отводит застройщикам и юристам, но никак не архитекторам. Тем не менее и по действующему Кодексу можно работать эффективно. Но для этого Рязани, как и другим городам, нужны Правила землепользования и застройки совсем другого содержания и качества».