Алексей Куренной

заслуженный архитектор России

«Извечная проблема России – это, как говорил Михаил Салтыков-Щедрин: «Дураки и дороги».
Дороги у нас не очень хорошие, а дураков, как известно, хватает. Но есть умные, очень умные люди, творцы и сподвижники в своей области.
И таким был Илья Георгиевич Лежава, человек, который ещё лет 30 назад говорил, что система расселения в России – задача не узкопрофессиональная, градостроительная, а общенациональная, одна из важнейших народнохозяйственных задач».

На сайте издания «Рязанская газета» вышел материал Алексея Куренного о выдающемся архитекторе Илье Георгиевиче Лежаве, градостроительная мысль которого достигла не только севера, но и всех концов необъятной России. Предлагаем вам к прочтению.


Умер Илья Георгиевич Лежава – профессор Московского архитектурного института, вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук. Выдающийся педагог, человек с большой буквы и... последний ярчайший градостроитель советского и постсоветского пространства. Остались урбанисты, градоустроители, градорегуляторы и прочие чиновники городских администраций, в ведение которых перешло развитие городов и населённых мест.

930b3aac75adc4eca1513c782cf73f88_XL.jpg


Градостроительства в России больше нет. Есть урбанизм, в рамках которого городские поселения и агломерации развиваются по законам рынка, то есть уплотняются и прирезаются новыми территориями для строительства.

И есть Россия с её огромной территорией, 16 городами-миллионниками, как точками роста и экономического развития страны. И их надо развивать и расширять дальше – примерно так выглядит стратегия пространственного развития Российской Федерации, разработанная Министерством экономического развития. Не напоминает ли это нам структуру раздробленных древне-русских «удельных» княжеств ещё до объединения Руси? И не пора ли посмотреть на пространственное развитие страны под другим углом: развивать не города (тысячники, миллионники), а всё огромное пространство России? И как это сделать?

Извечная проблема России – это, как говорил Михаил Салтыков-Щедрин: «Дураки и дороги».

Дороги у нас не очень хорошие, а дураков, как известно, хватает. Но есть умные, очень умные люди, творцы и сподвижники в своей области.

И таким был Илья Георгиевич Лежава, человек, который ещё лет 30 назад говорил, что система расселения в России – задача не узкопрофессио- нальная, градостроительная, а общенациональная, одна из важнейших народнохозяйственных задач.

Илья Лежава писал: «Россия имеет огромную территорию. Уникальную географию с неповторимым набором климатических зон. Россия многонациональна. У неё совершенно особая политическая и экономическая история. Особые культурные традиции. Особые отношения с соседями и с миром. Стандарты иных стран подходят ей далеко не всегда. Надо искать свои специфически российские пути развития, в том числе и в области градостроительства.

Комплекс «Неглинная плаза» на Трубной площади, 2008 г., архитектор Илья Лежава совместно с М. В. Шубенковым, Ю. В. Кузиным, Н. Р. Зориной

Россия страна дорог. Наши пути состоят, в основном, из дорог железных. До сих пор передвижение по ним идёт медленно, не организованно и не комфортно. Но современные скоростные «поездные» трассы появляются во Франции, Германии, Китае и Японии. Скорости передвижения по ним достигают уже 400 км час. С резким увеличением скоростей передвижения по железным и шоссейным дорогам, в мире появилось понятие «транспортный коридор». По «транспортному коридору», кроме людей и грузов, могут двигаться потоки воды, энергии, информации, полезных ископаемых и отработанных отходов. Каналами этого движения являются рельсовые и шоссейные дороги, трубо и мусоропроводы, различного вида транспортёры, а также кабельные сети и линии передачи электроэнергии.

Для России понятие «транспортный коридор» следует расширить и ввести новое понятие «русло расселения». В основе «русла расселения» всё тот же «транспортный коридор», но только расширенный, в среднем на 10-20 км в обе стороны от русла. Эти новые территории, снабжённые, благодаря «транспортному коридору», значительными инфраструктурными ресурсами станут новыми точками роста на территории страны».

Эти слова завораживали и притягивали к себе людей как любителей, так и профессионалов. В их числе оказался и я. Мне посчастливилось работать с мастером в этом направлении последние 5 лет. Мы пытались развить его идеи и предложить альтернативную существующей концепцию (как модно теперь называть) пространственного развития России. Мы исходили из того, что в огромной по размерам стране необходимо выстроить такую систему расселения, которая бы позволила эффективно использовать и контролировать всё пространство страны и её отдалённые территории вне зависимости от их местоположения и постоянно проживающего населения.

Все регионы и области страны должны получить своё развитие и процветание на основе единого пространственного каркаса. Мы назвали его «Антропогенный каркас России»; линейно-опорная система расселения страны.

А основой предлагаемой системы расселения должна стать высокоскоростная Транссибирская магистраль – становой хребет нашего государства, протянувшаяся от двух столиц до Дальнего Востока.

Развивая линейно-опорную структуру Транссиба по Уралу, долинам сибирских рек и Тихоокеанскому побережью с выходом на Северный Ледовитый океан и созданием здесь опорных узлов можно добиться действенного контроля над всей огромной территорией страны.

В чём преимущество предлагаемой системы расселения?

1. Контроль над территориями. Предлагаемый коммуникационно-расселенческий каркас позволяет эффективно контролировать всё пространство страны, не только с точки зрения оборонной, но также и экономической, энергоресурсной, природоохранной и др.

2. Однородность. Предлагаемая система с учётом быстрой транспортной доступности даёт возможность однородно высокого уровня развития всей территории России и её отдельных регионов. Это позволит устранить накопившийся дисбаланс между двумя столицами и крупными агломерациями с одной стороны и остальными «окраинными» территориями с другой.

3. Динамичность. Предлагаемая си- стема позволяет развиваться транспортно-коммуникационной, производственной и жилой инфраструктурам в нужных направлениях, оперативно реагируя на меняющуюся конъюнктуру (транспортные коридоры, залежи полезных ископаемых, расширение землепашества, туристические маршруты), а не стихийно расширяться по инерции вокруг крупных городов и агломераций.

4. Развитие территорий Сибири и Дальнего Востока. Предлагаемое «русло расселения» вдоль трасс БАМа и Транссиба позволит освоить богатейшие территории нашей страны и создать на её южных рубежах новый экономический «пояс» России.

5. Перераспределение производственного и людского потенциала страны. Людские и производственные ресурсы, сосредоточенные в основном в Европейской части страны и на Урале могут быть частично перемещены в Восточные регионы, освободив крупные города и агломерации от чрезмерного перенаселения.

6. Скоростной транзит. Скоростной транзит в траснпортно-коммуникационных коридорах, особенно в зоне Транссиба, когда людские и производственные потоки из Европы во Владивосток могут быть перемещены за 1,5-2 суток может сделать Россию крупнейшим трансконтинентальным «транзитёром». А это, в совокупности с «Северным морским путём», выведет страну на лидирующие позиции в мире и обеспечит постоянный многомиллиардный доход.

7. Развитие Российской промышленности и передовых технологий.Обустройство «транспортно-коммуникационных коридоров» и «Русел расселения» потребует качественного развития отечественной промышленности и передовых технологий. Высокоскоростные железные дороги и автотрассы; разного рода трубо– и мусоропроводы; стационарное и мобильное жильё – всё это может быть реализовано как с привлечением иностранного капитала, так и с упором на отечественного производителя (что и было сделано в царской России при строительстве первой ветви Транссибирской магистрали).

8. Развитие малого и среднего бизнеса. Расположенные в «Руслах расселения» пахотные земли, водные фактории, природные заказники и охотничьи угодья – несомненно, привлекут малый и средний бизнес для строительства и эксплуатации агрокомплексов, перерабатывающих предприятий и ферм; домов отдыха и гостиниц.

Поэтапная реализация предлагаемой системы расселения в России будет способствовать планомерному освоению всей территории страны, развитию отечественной промышленности и сельского хозяйства.

И очень хотелось бы, чтобы наследие большого мастера и талантливого градостроителя не кануло бы в лету (как это часто бывает в России), а проросло реальными всходами («Антропогенным каркасом») на бескрайних просторах России.


Автор: Алексей КУРЕННОЙ, заслуженный архитектор России

Источник: «Рязанская газета»