Владимир Кудряшев

председатель Союза архитекторов Республики Татарстан

«Переход к современному регулированию профессии архитектора должен происходить по двум основным направлениям: настройка системы госорганов и функциональное наполнение деятельности профессиональных архитектурных сообществ».

Деятельность главных архитекторов сегодня в России четко не регламентирована, многие аспекты их профессиональной деятельности остаются вне правового регулирования. И это сказывается не только на тех, кто эти должности занимает, но и на развитии архитектурной и строительной отраслей в целом. Владимир Кудряшев, заслуженный архитектор Республики Татарстан (РТ), председатель Союза архитекторов РТ, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ рассказал журналу «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура» будет ли в ближайшее время усовершенствован закон «Об архитектуре», как усилить роль главных архитекторов, что нужно предпринять для разумного распределения ответственности по выдаче разрешений на строительство и по контролю возводимых объектов.

Осуществление архитектурной деятельности в условиях рыночных отношений принципиально изменилось. И переход к современному регулированию профессии архитектора должен происходить по двум основным направлениям: настройка системы госорганов и функциональное наполнение деятельности профессиональных архитектурных сообществ. Первоочередным шагом представляется повышение роли главных архитекторов городов и субъектов РФ. Перенастройка компетенций органов власти направлена на генерацию процессов реального преобразования качества городской среды и изменение основных принципов и подходов во взаимоотношениях власти и бизнеса, функционирующего в сфере девелопмента, городского строительства и благоустройства. Важным представляется задать ценностное измерение «повышению ответственности главных архитекторов», чтобы это повышение состоялось не только во властно-бюрократической системе координат, но и в реальной жизни общества. Что касается второго направления, то здесь надо остановиться на недостатках действующего законодательства. 

Сегодня во главу угла поставлена «парадигма дерегулирования», в рамках которой государство передает выполнение некоторых функций иным субъектам экономической деятельности — различным некоммерческим корпоративным организациям, в том числе профессиональным объединениям и СРО. Отражением парадигмы дерегулирования применительно к архитектурной деятельности стало исключение из текста ФЗ «Об архитектурной деятельности» главы II, посвященной вопросам лицензирования этой деятельности. На смену лицензированию не пришел какой-либо иной механизм госрегулирования или саморегулирования (саморегулирование в сфере архитектурно-строительного проектирования распространяется только на предпринимательскую деятельность). Новый законопроект укрепит роль главных архитекторов городов и регионов, ужесточит контроль над архитектурно-строительными работами и качеством городской среды, введет в обязательную практику архитектурные конкурсы по значимым проектам в сфере градостроительства и благоустройства. 

Должность главного архитектора никогда не была легкой. Даже во времена СССР при типовом проектировании и единых строительных нормах хороший архитектор города считался штучным продуктом. Он должен был иметь необходимую профессиональную подготовку, опыт работы и взаимодействия с административным аппаратом всех уровней городской жизни, обеспечивая компромисс интересов всех участников градостроительной деятельности. Не случайно лучшим главным архитекторам вручается статуэтка Кентавра. В новых социально-экономических условиях работа главного архитектора стала сложнее. За стремительно меняющимся законодательством не всегда успевает градостроительная документация. Часто архитектор становится крайним в ситуации, когда права, обязанности и объемы работ разбалансированы. Главы городов при значительном объеме работ разделяют обязанности главного архитектора и начальника управления архитектуры, разделяя творческую и управленческую составляющую. В городе должны быть подготовлены такие правила застройки, чтобы их нельзя было произвольно трактовать. Создание дополнительных контрольных структур без четких правил только усложнит процедуры согласования. Однако принципиальное улучшение в работе служб архитектуры и градостроительства возможно только в условиях стабильного законодательства.