Виктор Логвинов

Первый вице-президент Союза архитекторов России

Однозначный подход к обеспечению жильем только через ипотеку не решает проблему. Есть много других способов решить жилищную проблему. Это и развитие различных форм кооперации, что было еще в советские времена. Это строительство арендного жилья и индивидуального жилья на собственные или заемные средства, что очень широко используется в мировой практике.

В ближайшее время отечественную градостроительную политику ожидают существенные перемены. Начало этим переменам будет положено в мае на Госсовете по строительству с участием президента РФ В.В. Путина, в повестке дня — жилищное строительство.

Обсуждение жилищного строительства с участием высшего лица государства связано с тем, что действовавшие модели себя исчерпали, необходимо выработать новые, которые смогли бы перезапустить этот наиболее прибыльный сектор экономики. Подготовка к Госсовету велась на протяжении года. В процессе подготовки активно участвовал Союз архитекторов России, сосредоточивший усилия вокруг порученческого блока — итогового документа, который и будет формировать новую градостроительную политику. О двенадцати предложениях союза рассказывает первый-вице- президент Виктор Логвинов.

Госсовет, посвященный вопросам градостроительства, намечалось провести еще в прошлом году. Тогда он проведен не был, но в течение года идет нарастающая подготовка к этому Госсовету. В процессе подготовки выявилось мнение Минстроя, который понимает вопросы градостроительства не как вопросы устойчивого развития среды жизнедеятельности, а исключительно как бизнес-деятельность строительного комплекса, то есть, во-первых, подрядных организаций и, во-вторых, девелоперов. Вопросы качественной среды жизнедеятельности остаются на втором плане. По этому вопросу на местах существует другой подход. Регионы очень по-боевому настроены вести разговор именно о тех проблемах, которые существуют в городах. А они существуют прежде всего в градостроительном комплексе, и регионы рассматривают этот Госсовет как некий инструмент, который позволит сделать среду жизнедеятельности более приспособленной к нуждам человека. Команда регионов готовит информационные материалы, а другая команда, из Минстроя, готовит предложения по другим материалам. Вот эти два подхода сейчас стремятся свести в один документ — доклад на Госсовете. Трудно сейчас прогнозировать, что попадет в основной доклад, что нет, но мы как союз беспокоимся о понимании градостроительства как профессиональной деятельности, в результате которой улучшается среда жизнедеятельности. Отсюда и взялись эти двенадцать болевых точек, по которым союз подготовил предложения.

В частности, мы считаем, что однозначный подход к обеспечению жильем только через ипотеку не решает проблему. Есть много других способов решить жилищную проблему. Это и развитие различных форм кооперации, что было еще в советские времена. Это строительство арендного жилья и индивидуального жилья на собственные или заемные средства, что очень широко используется в мировой практике. И в этом ряду ипотека — не единственный способ решения жилищной проблемы. Мало того, мы убеждены, что ипотека — самый дорогой способ, так как в процесс вовлечены банки, девелоперы, землевладельцы и каждый из них увеличивает конечную стоимость жилья. Самый дешевый вариант — самостоятельное строительство жилья по неким «образцовым» проектам, неким «образцовым» узлам и деталям, самими гражданами, как это было всегда в России. В Советском Союзе после войны практически был восстановлен потерянный жилой фонд буквально за три года, когда для частного строительства был разрешен разбор развалин, бесплатно, по кирпичику. Это практически решило проблему. Сегодня, если давать землю по небольшой цене и обеспечить кредиты, хотя бы по тем же ставкам, что ипотеку, проблему строительства индивидуального жилья можно решить очень быстро.

Есть и другие предложения, которые назрели для цеха, стали актуальными. Это статус главных архитекторов субъектов Федерации. В нынешнем состоянии они в лучшем случае заместители руководителей департаментов по строительству. И, подчиненные этому департаменту, они вынуждены обеспечивать вал квадратных метров, в котором заинтересованы все администрации. О качестве архитектурной среды речи практически нет. Это несбалансированная система, в которой количество явно перевешивает качество. Есть предложение усилить статус главного архитектора субъектов Федерации, сделать некую вертикаль на места, в города и муниципальные образования, и подчинить главного архитектора региона непосредственно губернатору, руководителю региона, республики.

Еще одно предлагаем — повышение статуса проекта, и не только архитектурного проекта, но градостроительного проекта, документов территориального планирования, зонирования и планировки территории. Все эти документы должны иметь статус обязательных для исполнения. Та вакханалия, которая сейчас часто происходит, когда никто не соблюдает ни градостроительных документов, ни документов на строительство отдельных объектов, должна закончиться. Законодательство должно быть приведено в порядок, и проектные решения должны выполняться неукоснительно на всех этапах развития градостроительного проекта. Здесь главная роль принадлежит закону об архитектурной деятельности, где все должно быть закреплено поправками, и отдельная роль — у многострадального Градостроительного кодекса, в котором об обязательности выполнения проектного решения, ответственности за его полноценную реализацию тоже нет ни слова.

Есть еще несколько локальных предложений. Например, как организовать обновление нормативной документации — переход на новую систему нормирования в градостроительстве, архитектуре и строительстве. Поправки в 44-ФЗ — вопрос больной, но сейчас появился свет в конце тоннеля, потому что Совет Федерации взял на себя труд собрать со всех творческих профессий предложения по совершенствованию этого закона. В том числе и мы дали свои предложения о том, как сделать творческие конкурсы на создание произведений архитектуры. Но они все время входят в противоречие с тендерами подряда, которые прописаны в 44-м законе. Чтобы их развести, мы предлагаем два этапа. На первом этапе провести творческий конкурс — конкурс проектных предложений так же, как это всегда было, для выбора лучшего проектного решения, на втором этапе определяется организация, которая будет реализовывать выбранные проектные решения. Сегодня идут дискуссии по вопросу присвоения профессиональной квалификации. Мнения сводятся к тому, что квалификационный аттестат должен быть документом государственного образца, а не саморегулируемой организации и подписан двумя сторонами — государством и профессиональным сообществом, это придаст ему больший вес. У нас традиционно и дипломы о высшем образовании, и документы о присвоении научных званий имеют государственный статус. По этой аналогии должен быть и квалификационный аттестат. Здесь главную роль играет не та организация, которая создает при себе орган присвоения квалификации, а государство. Сам же орган состоит не из чиновников, а из профессионалов, опять же по аналогии, когда государственная экзаменационная комиссия, состоящая из профессионалов, утверждается государственным органом. Что касается саморегулирования, то сейчас государство говорит о неких профессиональных ассоциациях, имеющих статус саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности.

Предложения Союза архитекторов России в блок поручений по итогам Госсовета:

1. В целях скорейшего обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, снижения цены жилья при одновременном увеличении ввода до показателя 1 квадратный метр на человека в год (что в обозримом будущем позволит выйти на уровень 30–35 квадратных метров на человека) необходимо консолидировать усилия на реформировании строительной отрасли, переходе на новые, ресурсосберегающие технологии и адресные типы жилья, соответствующего реальным запросам и возможностям граждан. Считать приоритетными задачами развитие кооперации, прежде всего в области малоэтажного и усадебного строительства, развитие арендного жилья, включая важнейший сегмент социальной аренды. Необходим комплекс мер по актуализации ранее принятых решений и действенные шаги по поддержке позитивных, передовых практик, которые следует перечислить в Указе Президента РФ или в постановлении Правительства РФ.

2. В целях модернизации и упорядочения системы техрегулирования строительства и ЖКХ необходимо обеспечить последовательный переход от предписательного нормирования к параметрическому (определяющему не решения, а цели и результаты решений) и сближение национальных нормативов с международными, необходимо создание при Минстрое РФ федерального центра нормирования, координирующего действия министерств и ведомств на основании соответствующего постановления Правительства РФ.

3. В целях повышения эффективности и качества документов территориального планирования всех уровней необходимо принятие постановления Правительства РФ о создании на базе РААСН федерального центра, ответственного за координацию, методическое обеспечение, подготовку исполнителей и экспертов.

4. В целях безусловного обеспечения упорядоченного (соответствующего документам терпланирования) и своевременного использования земель поселений, отведенных под застройку, повышения ответственности собственников земли подготовить соответствующие изменения в Градкодекс РФ, Земельный кодекс РФ, другие законодательные акты. В целях преодоления искусственного дефицита и обеспечения доступности земель поселений под малоэтажную и усадебную пригородную застройку, снижения стоимости такого жилья в интересах развития в этой области государственно-частного партнерства подготовить соответствующее постановление Правительства РФ.

5. В целях повышения качества и упорядоченности застройки населенных мест, повышения эффективности управления развитием территорий восстановить систему органов архитектуры и градостроительства с двойным подчинением (по аналогии с органами охраны памятников) федеральной службе (в системе Минстроя РФ) и непосредственно главам регионов и муниципальных образований. Обеспечить на федеральном уровне координацию деятельности органов архитектуры, их методическое сопровождение, подготовить соответствующие изменения в Градкодекс РФ, закон об архитектурной деятельности, подзаконные акты («положения о главных архитекторах»).

6. В целях повышения качества архитектуры объектов, финансируемых из госбюджетов всех уровней, внести поправки в 44-ФЗ, определяющие двухэтапный порядок проведения конкурсов с первым этапом (творческим) на выбор лучшего проектного решения и вторым этапом на выбор его исполнителя.

7. В целях объединения усилий по разработке и внедрению ресурсосберегающих «зеленых» технологий и материалов подготовить постановление Правительства РФ о создании Национального совета по «зеленым» технологиям, действующего на принципах государственно-частного партнерства.

8. В целях обеспечения архитектуры, градостроительства и строительства квалифицированными специалистами, реализации «Основ государственной культурной политики», в связи с переходом высшей школы на болонскую модель учредить государственно-профессиональную квалификацию архитекторов и инженеров, согласованную с системой непрерывного обучения. Поддерживать развитие отечественных школ архитектуры и градостроительства, подготовить соответствующие поправки в Градкодекс, в закон об архитектурной деятельности, подготовить проект закона об инженерной деятельности.

9. В целях совершенствования системы саморегулирования в проектировании и строительстве, гармонизации с системами саморегулирования в других сферах народного хозяйства (реставрация зданий, ведение кадастрового учета, медицина, адвокатура и т.д.) создать систему саморегулирования субъектов профессиональной деятельности физлиц (архитекторов и инженеров), установив зависимость выдачи допусков субъектам предпринимательской деятельности от наличия специалистов определенной квалификации, обеспечить постепенный переход к системе страхования, внести соответствующие поправки в Градкодекс и другие законодательные акты.

10. С целью повышения эффективности использования средств бюджетов всех уровней при выполнении госзаказа на проектирование, строительство и эксплуатацию, в связи с созданием Минстроем службы единого заказчика считать целесообразным ведение ценового мониторинга, анализа структуры ценообразования и возвращения в практику путем подготовки постановления Правительства РФ стадии техно-экономического обоснования (ТЭО), построенной по четкой, общепринятой методике.

11. В целях повышения качества среды жизнедеятельности поднять статус проектной документации и градостроительных документов при одновременном повышении их качества и ответственности исполнителей, внести в Градкодекс поправки, обеспечивающие обязательное выполнение утвержденных в установленном порядке проектных решений.

12. В целях гарантированного повышения качества проектных решений, их экономической эффективности восстановить практику формирования повторно применяемых, постоянно совершенствующихся деталей, узлов, функциональных блоков и их сочетаний для объектов массового строительства. Эта работа должна опираться на предварительные научные исследования и последующую проверку в форме экспериментального проектирования и строительства, допускающих отступление от действующих нормативов (что должно быть подтверждено постановлением Правительства РФ). Ответственность за результат следует возложить на единого заказчика, созданного Минстроем РФ.