СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ О ПАМЯТНИКАХ МОСКВЫ

Сергей Кузнецов, Главный архитектор Москвы, Первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы, член жюри конкурса на проект Памятника А.И. Солженицыну:

«Памятник – это шанс, сделать икону места. И чтобы икона была узнаваемой, в ней должен быть какой-то вызов, брошенная перчатка сознанию и шаблонам».

Союз московских архитекторов проводит конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника А.И. Солженицыну, приуроченный к празднованию в 2018 года юбилея — 100-летия со дня рождения выдающегося общественного и политического деятеля, публициста, русского поэта, писателя и драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) Александра Исаевича Солженицына. 

Проведение открытого конкурса – это всегда возможность рассмотреть различные варианты ответа на поставленную задачу, чтобы найти максимально выразительный и яркий проект, но сейчас, когда тема объектов монументального искусства в городе стоит как никогда остро, конкурс приобретает особое значение.

За последние несколько лет в Москве были установлены памятники различным деятелям российской и мировой культуры и истории. Но каждое появление памятника сопровождалось вспышкой критических высказываний. Общественность не устраивали ни композиционные решения, ни стилистические, ни архитектурно-градостроительные. Обвинялись все: авторы проекта, городские власти, согласующие инстанции, профессиональные сообщества. И в первую очередь критиковался выбор конкретного проектного решения, по мнению людей, не отвечающего ни личности, ни месту, ни современным тенденциям в монументальном искусстве.

На фоне успешно реализуемой в Москве политики создания благоустроенных и эстетически оформленных общественных пространств, ситуация с объектами монументального искусства не всегда удачно вписывающихся в новые публичные пространства и не являющиеся ни органичными дополнениями, ни доминантами создаваемой пространственной композиции, воспринимается особенно напряженно.

В этой ситуации формат открытого конкурса становиться едва ли не лучшим способом по аккумуляции альтернативных решений и презентации новых имен и новых подходов к инсталляции арт-объектов в городскую среду. Благодаря информационной кампании, поддержанной большинством профильных культурных институций, а также государственных и городских департаментов, конкурс обещает собрать представительную коллекцию произведений монументального искусства, которую будет оценивать представительное жюри.

Важность проходящего конкурса подчеркивает тот факт, что в состав жюри вошел Главный архитектор Москвы Сергей Олегович Кузнецов. Оргкомитет конкурса обратился к нему с просьбой прокомментировать ситуацию, сложившуюся в Москве с памятниками и объектами монументального искусства. Представляем видео-запись его комментария и ее расшифровку.

Сергей Кузнецов: «Как главный архитектор Москвы, сразу надо сказать, что я памятниками не занимаюсь. Но, мнение у меня, конечно, есть, как у любого горожанина, которым я могу поделиться. Я считаю, что в Москве ситуация, к сожалению, никак не развивается с точки зрения освоение тенденций, которые существуют в мире. Можно очень четко охарактеризовать, что такое памятник в Москве. Это обязательно будет фигура человека, довольно большого размера, в довольно традиционном виде. Это то, что происходит сейчас. Максимум, человек может быть на коне – это максимум неожиданности, которую мы можем себе позволить. При этом надо сказать, что в мире, да и в России разные памятники существуют и существовали, и сейчас ставятся. Я бы даже не назвал это сильно современной тенденцией, потому что разные интересные памятники создавались и раньше. Памятник брату царя, Александру в Петербурге, это не человек, это колонна, известная всем, на Дворцовой площади. И прекрасно с ролью памятника она справляется. С ролью градостроительного элемента она тоже справляется очень хорошо. Я бы хотел, чтобы что-то такое происходило и в Москве, чтобы не так в лоб решались задачи.

Я бы считал, что каждый раз памятник – это шанс, сделать какую-то икону места. И чтобы икона была узнаваемой, в ней должен быть какой-то вызов, брошенная перчатка сознанию и шаблонам, которые в головах людей есть. Но, к сожалению, то, что делается сейчас, никакую перчатку, кроме часто перчатки вкусу, ей не бросают».

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум-выставка
21/11/2017 – 24/11/2017
Дом на Брестской ул. 2-я Брестская, 6
фестиваль
20/11/2017 – 24/11/2017
Москва, Центральный Дом архитектора
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта