ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ

Авторы концепции Сургутского художественного музея (СХМ) снова собрались вместе спустя 25 лет, чтобы отпраздновать юбилей проекта. Столичные эксперты поделились своими воспоминаниями о первом визите в Сургут и обсудили актуальные проблемы музейного дела с коллегами из Югры. 

В начале 1990-х власти города доверили пятерым специалистам из Москвы разработать концепцию будущего музея. Сегодня это одно из самых узнаваемых культурных учреждений региона.

Концепция СХМ, написанная в начале 1990-х, состоит из трехсот страниц, на которых изложены цели и задачи, намечены перспективы развития. От заданного курса приходилось отклоняться по объективным причинам. Время и условия жизни диктовали свои правила. Среди авторов документа – вице-президент Союза архитекторов России, заслуженный архитектор РФ Сергей Гнедовский. Он сразу обратил внимание на соседство художественного музея с краеведческим. Изначально задумывалось, что СХМ расположится в здании на улице Энгельса, где сегодня базируется художественно-промышленный колледж. 

«Я больше занимаюсь театральной архитектурой, а тут построил музей. Мы постарались инсценировать пространство. Проектировали здание специально для художественного музея (речь идет о здании на ул. Энгельса, 7. – Прим. автора.). Затем нам было предложено заняться музейным центром. И мы попытались повторить все задуманное. Архитектура – это говорящее искусство, которое проектирует атмосферу. Сейчас складывается другая ситуация в архитектуре. Во многих музеях поведение, как в гипермаркете, когда предлагают на выбор посетить – театр или выставку…  Ощущение исключительности события пропадает. Получается, что человек ходит из одного отдела в другой. Это неправильно», – считает Сергей Гнедовский.

Искусствовед, историк и сооснователь радио «Культура» Анатолий Голубовский придерживается мнения, что выбор помещения второстепенен, ведь музеи давно научились выходить за пределы своих стен. 

«Тут коллеги обмолвились, что Сургут якобы провинциальный город. А я не согласен. У вас населения порядка 400 тысяч, по меркам Европы это столица. Мне кажется, музей в сибирском промышленном городе – это инструмент создания столичности. Под столичностью я имею в виду элемент качества жизни. Вы не столица, но подходите к развитию своей жизни со столичными мерками. Ликвидировать комплекс провинциальности – вот это и есть задача музея. А в каком месте это будет – в отдельном здании или вообще в городской среде, значения не имеет», – убежден искусствовед.

Сегодня как никогда музейщиков волнует тема бюрократизма в их сфере деятельности. 

- Мы называем наших посетителей «гости» или «друзья». А в официальных документах они нивелировались до состояния «потребитель услуг». И музейная работа нивелировалась до слова «услуга», – сетует заместитель директора СХМ Ольга Перепечина.

- Все мы живем в состоянии такой управленческой шизофрении. Почему? Потому что существуем в двух реальностях. В одном регионе нужно было закупить книги для всех библиотек. Составили список. Но его «завернули» в казначействе. По правилам закупок нужно было указать альтернативные варианты товара. Эти бедные библиотекари говорят: «Ну какая альтернатива у произведений «Война и мир», «Анна Каренина», «Евгений Онегин»?». В казначействе поняли специфичность ситуации, но настояли, чтобы в списке написали: «Война и мир» или аналог»... Все закончилось хорошо. Я на что обращаю внимание? Главное, что библиотекари не задумались над тем, что такое аналог «Войны и мира». Вот если бы задумались, дело бы закончилось психиатрической клиникой… Не пытайтесь соединить бюрократию и вашу реальную работу - иначе «палата №6», - посоветовал югорским коллегам доктор искусствоведения Алексей Лебедев. 

В завершение встречи российский искусствовед Михаил Каменский обратился к музейщикам автономного округа с просьбой всегда оставаться в диалоге с представителями власти, не переставать напоминать о себе и своей деятельности, чтобы город и регион продолжали ассоциировать себя с мощно растущими культурными брендами.

1 ноября СХМ исполнилось 25 лет. По меркам музеев — возраст совсем еще юный, но для тех, кто все эти годы трудился в стенах учреждения, это большая часть профессиональной жизни. Только задумайтесь, чего стоит привить провинциальному промышленному городу, где и по сей день не удалось до конца избавиться от менталитета «временщиков», культурную привычку – с нетерпением ждать открытия новых выставок, искренне радоваться возможности увидеть картины истинных мастеров кисти. Сотрудники музея не скрывают, что самый авантюрный и дерзкий их проект за минувшую четверть века – это сам Сургутский художественный музей, основанный в конце XX века с нуля.

 

По материалам: ugra-news.ru

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум-выставка
21/11/2017 – 24/11/2017
Дом на Брестской ул. 2-я Брестская, 6
выставка
9/11/2017 – 22/11/2017
Союз архитекторов России (Гранатный пер., д.12)
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта