Елена Петухова

менеджер специальных проектов Союза московских архитекторов, координатор проекта «Идентичность в типовом»

 «Есть типовое, а есть идентичность. Когда это соединяется, получается идентичность в типовом».

О том, как появился проект «Идентичность в типовом», почему так важно привлекать внимание общественности и государства к вопросам приспособления архитектурного наследия и почему культура и экономика должны взаимодействовать между собой рассказала в своем интервью менеджер специальных проектов Союза московских архитекторов, координатор проекта «Идентичность в типовом» Елена Петухова.

whatsapp-image-2021-05-04-at-12.14.44.jpg
— Елена, как вообще появилась эта идея?

— Инициаторами проекта «Идентичность в типовом» выступили архитекторы Дарья Наугольнова и Алексей Боев. Всё началось с воркшопа, который они проводили в Воронеже, вместе с местными молодыми архитекторами исследуя способы модернизации трёх воронежских домов культуры. Именно тогда они задумались: а что вообще происходит с ДК? Что такое ДК в нашей стране?
Поскольку они сами родом из Воронежа, а живут и работают в Голландии, у них была возможность смотреть на эту проблему через призму глобального контекста. Они обнаружили, что система ДК в России — это уникальное явление, никакая другая страна не имеет подобной системы культурно-досуговых учреждений. Они начали изучать типологии, её историю и современное состояние, какие ДК бывают, чем они отличаются, как появилась и как развивалась на протяжении более 100 лет эта система: от народных домов, задачей которых была борьба с безграмотностью, к клубам и домам культуры, выполнявшим просветительские, а потом и культурно-досуговые, образовательные функции. Так появился проект «Идентичность в типовом».
Название проекта не случайно. Большая часть ДК в нашей стране построена по типовым проектам. Тем не менее, каждый ДК, построенный в конкретном месте, обретал какие-то индивидуальные особенности, свойственные конкретной территории. Если они были при каком-то заводе, обыгрывалась тематика завода. Или какой-то национальный колорит привносился в архитектурный облик здания. Вот отсюда родилось: есть типовое, а есть идентичность. Когда это соединяется, получается идентичность в типовом.

mozaika-v-dk-chastaya-dubrava-scaled.jpg
Но проект пошёл дальше: от изучения феномена домов культуры Дарья Наугольнова и Алексей Боев, как архитекторы, сделали следующий шаг. Нельзя просто констатировать уникальное явление культуры. Нужно понять, как эта система может развиваться в современном мире. Отталкиваясь от своего воронежского опыта, команда проекта начала искать способы, искать форматы.

Алексей и Дарья пришли к выводу, что ремонта или реконструкции недостаточно. Недостаточно поставить другие витражи, недостаточно покрасить стены, постелить новый линолеум. Если ты хочешь, чтобы этот ДК зажил новой жизнью, чтобы в него пришли новые люди, нельзя ограничиваться косметическими изменениями. Надо переосмыслить функционал, надо переосмыслить наполнение, систему взаимодействия с жителями. 
Так родилась методика модернизации дома культуры, основанная на изучении идентичности и запросах людей. Нельзя прийти и сказать: в этом ДК будет то-то и то-то. Всё начинается с анализа: кто живёт в городе, кто ходит в ДК, кто не ходит в ДК, почему не ходит, а что бы хотелось? Надо разработать программу, надо посмотреть, что делается со зданием, как эту новую программу органично вписать в существующее пространство, что и почему не помещается, что и почему надо изменить. От запросов и функций переходить к новым пространствам, новому дизайну.
  
idei-dk.png
— То есть в идеале переформатирование ДК должно стать частью социального проектирования в этой местности.

— Абсолютно верно! Нельзя изменить восприятие людьми их родного ДК без конструктивного диалога с ними. Он также является частью методики. От анализа ситуации, социокультурного программирования к проектированию и реализации. Обязательно учитывается, есть ли в округе какие-то институции, организации, инициативные группы, сообщества. Нельзя ждать, пока ленточку перережут — в процессе реализации надо начинать работать с людьми, чтобы они знали, что это их дом, пространство для них.

— Во время дискуссии вы подчеркнули, что судьба каждого конкретного ДК зависит от счастливого случая и пассионариев. Где взять этих пассионариев, если у нас, по самым позитивным оценкам, 46 % населения (исследование ИКЕА. — Прим. автора) относятся к категории «обессиленных», которые не верят, что от них что-то зависит?

— К сожалению, взять пассионариев нельзя, они либо есть, либо нет. Но можно помочь тем инициативным и живым людям, которые есть и хотят реализовать какие-то свои идеи и новации. В процессе работы мы обнаружили, что многие директора ДК хотят перемен, у них есть потребность в этом, но не все знают, что и как можно сделать. Они «скованы» множеством инструкций, нормативов и стереотипов. Но опыт их коллег в различных городах России показывает, что с этим можно справиться. Однако информации о том, что интересного и перспективного происходит в сфере культурно-досуговых учреждений, очень мало. Работая над проектом, мы поняли, что людям не хватает информационного поля, где они могут узнать, кто что делает, у кого какие идеи, что думают эксперты, поделиться своим опытом. Мы поняли, что необходимо создать это информативное пространство. Так родилась программа «ДК-XXI: культура, образование, развитие»

Это начиналось ещё зимой, был локдаун, и мы решили сделать онлайн-программу и поговорить о том, что такое дом культуры в XXI веке. Мы разрабатываем её в стратегическом партнёрстве с агентством «Центр» при поддержке Союза московских архитекторов и Фонда президентских грантов. Благодаря гранту каждый месяц мы проводим онлайн одно или два мероприятия. У нас есть сайт dk21.online, там анонсируются трансляции, затем вывешиваются их видео-записи — мы хотим, чтобы люди всем этим пользовались.

— То есть звать директоров ДК, звать чиновников, муниципалитет… Скажите, а совсем маленькие сельские ДК — им что-нибудь светит в этой раскладке?

— Если говорить о сельских ДК, то Министерство культуры сейчас в рамках программы «Культурная среда» выделяет деньги на капитальные ремонты сельских ДК. Нужно представить на конкурс свой проект, описать, как вы видите свою деятельность, как вы хотите развиваться, и, в случае победы, вы получите поддержку.

Там же, в Министерстве культуры, есть конкурс «Дом культуры. Новый формат». Это конкурс программ и проектов, которые придумывают и реализуют дома культуры, в том числе фестивали, программы мероприятий, концепции, выставки и т. д. В прошлом году осенью были подведены итоги первого конкурса. К сожалению, были опубликованы только списки премированных: такой-то ДК за такой-то проект, но подробностей о проекте — из чего он состоит, где можно посмотреть презентацию проекта, материалы — в открытом доступе нет. Это к вопросу об информационной доступности. Поэтому одним из ключевых мероприятий нашей программы «ДК-XXI» стала кейс-сессия, на которой девять директоров рассказывали о своём опыте. Это были ДК разных форматов, которые активно развиваются и внедряют новые форматы, исследуют свою идентичность и находят уникальные решения. Из Томска, например, был маленький ДК, у которого специализация — авторская песня.

— Я так понимаю, авторская песня — это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»…

— Да! И это некая уникальная особенность, на которой строится концепция функционирования и развития ДК. Команда нашла свой ключик, свою индивидуальность, то, что они любят, во что верят.

— Разумеется, это здорово. Но вы подчёркивали главную идею развития креативных индустрий: реализуя свои таланты, свой потенциал, человек влияет на экономику. Где экономическая отдача от этого братства авторской песни?

— Во-первых, они меняют культурный фон, формируют вокруг себя культурное сообщество, создают более комфортную остановку в городе, а сам город становится более привлекательным, интересным как для горожан, так и для приезжих. Они проводят фестиваль, туда приезжают туристы. Это точка притяжения, аттрактор, который может со временем превратиться в статусное мероприятие, в новый бренд. А всякий приток людей позитивен для местной экономики, особенно для малого бизнеса. Мне кажется, этого более чем достаточно.

— Зачастую люди, ответственные за территорию, считают, что кирпичи делать — вот это экономика, а всё остальное… Чтобы что-то сдвинуть с места, большая часть населения всё-таки должна видеть взаимосвязь между культурой и экономикой.

— Это очень сложно, к сожалению. Никакие кардинальные методы тут не работают, требуется просвещение, популяризация, поддержка… это очень сложно. Нужна системная работа и в информационном пространстве, и в плане дотаций и стимулирования со стороны государства. Россия находится ещё на этапе зарождения креативной экономики и тестового запуска творческих индустрий.

Но тут, как это ни странно, может помочь пандемия, которая активизировала внутренний туризм. Сейчас все населённые пункты будут бороться за то, чтобы привлечь к себе туриста. Заявить о себе, показать себя, и какие-то культурные проекты, культурные инициативы становятся триггером перезапуска местной экономики. Культурные инициативы и процесс модернизации деятельности Домов культуры как нельзя лучше вписываются в эту тенденцию. Особенно если воспринимать ДК не только как вотчину департаментов культуры, а увидеть в них фокус внимания и для региональных управлений архитектуры, образования и туризма. Объединение усилий и междисциплинарный подход даст возможность создать на базе ДК многофункциональные современные центры с целым спектром функций, включающих и поддержку творческих индустрий, и сотрудничество с креативными предпринимателями.

— Тут реплика была, что это ещё и банк, и почта. (Один из присутствующих в зале рассказал, как его команда занималась ремонтом ДК на условиях государственно-частного партнёрства, в результате чего под крышу ДК после ремонта зашли почта и банк... — Прим. автора)


remont-dk-chastaya-dubrava-2019-scaled.jpg
— На самом деле сейчас консолидация усилий различных интересантов – это самое проблемное место. Как в басне про Лебедя, Рака и Щуку. Но мне кажется, что ситуация меняется. И изменения в области культурно-досуговых учреждений и креативных индустрий произойдут на наших глазах, и в самое ближайшее время. Взять благоустройство — за несколько последних лет на наших глазах произошла революция в восприятии стандартов комфортных общественных пространств (Елена говорит о реализации проекта «Комфортная городская среда». — Прим. автора). Хотя изначально никто вообще не понимал, зачем нам это нужно. Это новая экономика, которая будет определять будущее. И существующая система культурно-досуговых учреждений, система широкого распространения культуры, образования и возможностей саморазвития, не может оставаться вне её. И она неизбежно будет модернизироваться. Эта система существует сто лет и все эти десятилетия она трансформировалась, откликаясь на изменения в обществе, на новые запросы людей, на новые функции. И сейчас она стоит на пороге очередной перемены. Жизнь требует: «Это не 90-е годы, не 2000-е, сейчас уже надо по-другому!». И перемены обязательно произойдут. А наш проект и наша программа – это способ помочь этой эволюции, помочь тем, кто пока не знает, как включиться в этот процесс.

По материалам: «Липецкий строитель».